Икона дня:

Ближайшее Богослужение в храме:

Будни.

Литургия. Начало 9.00 (исповедь 8.30)

Вечернее богослужение 18.00

Воскресенье.

Ранняя литургия. Начало 7.00 (исповедь 6.30)

Поздняя литургия. Начало 10.00 (исповедь 9.00)

Вечернее богослужение 18.00
Контакты
Ещё информации
173000, Россия, Великий Новгород, ул. Никольская, д. 34.
Телефон храма (8-8162)63-55-59
Бухгалтерия (8-8162)63-07-91
Телефон: 8(8162)63-55-59
Бухгалтерия: 8(8162)63-07-91
Главная » Воскресная школа

Воскресная школа

«ДЕТСТВО»

Считается, что практически во всех областях знания, за исключением психологии, существует компетентное мнение ученых. Это исключение вполне понятно – ведь человек имеет дело с психологией почти двадцать четыре часа в сутки. Работа его памяти, способность осознавать, воспринимать, анализировать, общаться, воспитывать и так далее – все это и есть психология.

Современные психологические исследования показывают, что психика человека – сверхсложная система, в которой есть уровни, слои, структура, и лишь некоторые из них осознаются человеком. Не вдаваясь в подробности, коротко поясним: взаимодействие с собственным сознанием мы осуществляем через слово, мы даже просто можем говорить с собой. Однако язык бессознательного, то есть более глубинных слоев психики, лежащих ниже уровня сознания – это образ, символ.

Чтобы воздействовать на глубинные уровни нашей психики, мы, пытаясь лучше понять себя или что-то донести другим, используем образы, звуки, движения. Вспомните свои ощущения, когда вы смотрите на произведения искусства, живописи, слушаете классическую музыку… Нас охватывает состояние, затрагивающее что-то сокровенное, и это часто трудно выразить словами.

Необходимо подчеркнуть, что наши глубинные пласты психики не только воспринимают что-то извне, они также могут что-то «говорит» нам о нас самих, о том, что происходит в нашей глубине. И язык этот будет всегда метафоричен. У взрослого человека есть жизненный опыт, есть прошлое.

Смысл всего сказанного в данный момент мы обобщим, что у взрослого человека есть сформированность личности и есть личный жизненный опыт.

А давайте сейчас перейдем к разбору детского восприятия жизни: «Ребенок может приспособиться к чему угодно, к самым ужасным условиям жизни, которые трудно даже вообразить взрослому человеку!» Дети и вправду удивительно адаптивны, но какую цену они платят за эту адаптивность?

Ребенок, находящийся в эмоционально трудных обстоятельствах и не получивший искренней поддержки и понимания взрослых, учится блокировать, вытеснять свои негативные переживания, не позволяя им выйти наружу – защитная реакция ребенка от жестокой действительности.

Ребенок – существо искреннее, цельное, еще не расколотое ложью условностей и приспособлений к сложностям жизни. Утром он может нежно любить своих родителей, а вечером злиться на них, и это совершенно нормально, потому что это всего лишь его чувства, его ответ на конкретную реальную ситуацию жизни. Это еще не показатель уровня нравственности или безнравственности, к которой порой апеллируют требовательные родители. И как привило, золотого баланса не бывает между вызовами жизни: ее требованиями, сложностями, на решение которых тратится львиная доля жизни родителей и обеспечением безопасной, чуткой, доброжелательной атмосферы, в которой должен формироваться ребенок. Этот баланс необходимо создать.

Для становления личности важно различать два уровня – более глубинный и более поверхностный как по отношению к ребенку, так и по отношению к себе взрослому.

Более глубинный уровень – это все-то главное, сущностное, что представляет собой человек (условно можно назвать его «КТО»). Более поверхностный уровень – это то, каким образом реагирует человек на различные обстоятельства и вызовы жизни (условно можно назвать его «КАК»): те привычки, стереотипы, навыки, черты характера, – иными словами, совокупность разнообразных форм поведения, посредством которых человек, как правило, и обращен в мир. Например: неважно, сколько времени вы проводите со своим ребенком, важно лишь то, как вы это делаете. Когда родитель способен к встрече со своим ребенком на уровне КТО. То есть когда он искренне, уважительно относится к ребенку как к отдельной личности, а не как к собственному продолжению или приложению, то тогда и ребенок вместе с взрослым узнает это свое КТО, иными словами, он видит себя отраженным в зеркале взрослого отношения к нему.

Мы как бы говорим ребенку: «Ты являешься ценностью сам по себе, совершенно не важно, хорошо ты сделал уроки или убрал комнату. Мне важно, что ты – есть». И если взрослому удается передать именно такое отношение к ребенку, если взрослый способен увидеть в нем уникальность и неповторимость Божьего замысла, то тогда и достигается этот золотой баланс, как у взрослого, так и у ребенка.

И ребенок выносит из такого опыта общения бесценный дар – встречу с самим собой, ощущение ценности собственной жизни, доверие к собственным родителям и, как следствие, – отсутствие страха перед жизнью. И по отношению к семейному воспитанию, отсутствие страха не будет абсолютным, так как ребенок до определенного периода будет бояться родителей потерять. И задачей родителей будет понимать ребенка, и помочь ему пережить боль и страх, в большинстве случаев, одиночества.

Человек – не горизонтальная линия.

В сознании подавляющего большинства людей представления о своей жизни и о себе соотносимы с учебниками истории – вектор времени неустраним: «Сорок лет назад я пошел в детский сад, спустя тринадцать лет я окончил школу и т.д.» Эту жизнь можно изобразить как длинную горизонтальную линию, на которой мы ставим зарубки, отмечая рубежи значимых событий.

И точка, из которой мы делаем это – вспоминаем прошлое или планируем будущее, – является центральной для нас. Но жизнь не линейка, и таким подходом нельзя исчерпать той внутренней реальности, которая определяет нас и нашу жизнь. Наша жизнь – это скорее та красивая матрешка, когда открывая её одну за другой, там скрыта другая, такая же, только поменьше, а внутри ещё, и ещё… и этот сокрытый мир – наш дар, богатство и опора, даже если там одна боль – это ведь бесценное сокровище ведь это наш и только наш опыт.

Благодаря чему мы можем делать правильный выбор и как превратить наше прошлое в творческий ресурс для нашего настоящего?

В настоящее время в педагогике современное поколение детей принято называть – визуалы. Само слово носит сленговый характер. А если попробовать разобрать понятие визуалы, то получается, что современные дети получают подавляющую массу информации через образы, и заметьте, не имея жизненного опыта, а взаимодействие с собственным сознанием мы, как правило, осуществляем через слово, а современному ребенку вместо слова дают смартфон мамы. Однако язык бессознательного, то есть более глубинных слоев психики, лежащих ниже уровня сознания – это образ, символ и детская психика не исключение, только через «мамин смартфон» его круг общение огромен. И золотой баланс между вызовами жизни и обеспечением безопасной, чуткой, доброжелательной атмосферы, о котором говорилось раньше, уже дополняется ощущением жизненного опыта ребенка, так как образы на подсознательном уровне ребенка вырабатывают у него собственное мнение, и если хотите собственное отношение к жизни, а если есть личная позиция, то и есть запросы.

И если мы раньше говорили, например: неважно, сколько времени вы проводите со своим ребенком, важно лишь то, как вы это делаете. То сейчас в понятие как необходимо включать и ответ на вопрос: интересно это ребенку или нет; примет он вариант развития вашего общения или ему это не интересно и не надо, у него свои планы. И если раньше главным условием достижения золотого баланса был момент заинтересованности, желания взрослого общаться, уделить время ребенку, то современным детям необходима ещё и мотивация.

Выход есть и из этой ситуации.

Если попробовать разобраться в понятиях слово и образ. И условимся, что слово – это только объем информации на слух, а образ – это только объем информации через органы зрения. Поколение визуалов – это дисбаланс на уровне зрительной и слуховой памяти. Зрительная память без жизненного опыта – имеет сиюминутное значение, она недолговечна и не имеет строгой причинно-следственной связи вижу-думаю-образ(символ)-позиция. Звено думаю у детей по причине отсутствия опыта просто выпадает: вижу-образ(символ)-позиция и задача семьи и школы дать ребенку выпавшее звено думаю, но уже через органы слуха. Слуховая память более долговечна и имеет всегда только причинно-следственную связь: слышу-понимаю(не понимаю)-образ(если не понял образа не будет)-позиция(или не знаю и в памяти ничего не остается).

А вот визуализация опасна тем, что это иногда навсегда и избавится от образов – уже психологическая проблема.

Что первостепенно важно для жизни и правильного воспитания детей?

Взаимосвязь педагогов и воспитанников являют собой реальный педагогический процесс и это система из четырех терминов: просвещение, образование, воспитание, обучение. В педагогике имеет место еще один термин – развитие. Развитие личности является сложнейшим процессом, поэтому современная наука обычно дифференцирует составные компоненты развития, выделяя в нем духовное, физическое, психическое, социальное, интеллектуальное, эмоциональное и другие стороны. Православная педагогическая мысль склонна понимать процесс развития как «поиск и обретение ребенком форм духовного бытия во взаимосвязи с другими его компонентами (физическим, психическим, духовным, интеллектуальным, эмоциональным и др.) в традиции и Предании Церкви». И для правильного воспитания человека необходимо: ясное и верное представление об идеале совершенства, как желанной цели, к которой призван и должен быть устремлён человек; самопознание, открывающее человеку меру несоответствия и удалённости от этого идеала; знание пути, средств, принципов, правил и методов, необходимых для уподобления идеалу. Идеал определяет вечное и неизменное в человеческой природе, и чем она должна быть согласно замыслу Творца. Идеал в жизни и педагогике определяется как высшая цель, и одновременно, цель, задающая направление человеческому мышлению, чувствам, желаниям, усилиям воли и всей человеческой жизни.

1. Идеал, являясь высшей ценностью, указывает на цель, а по степени близости к нему, определяет и выстраивает всю иерархию ценностей.

2. Цель определяет главные смыслы, задачи и характер деятельности на пути к её достижению.

3. Смыслы и задачи выявляют жизненные установки и педагогические принципы, которыми должно руководствоваться человеку в процессе самовоспитания.

4. Принципы, в свою очередь, реализуются через педагогические правила и методические приемы, которыми должен овладеть каждый воспитатель с рассудительностью и чуткостью, дабы спасительно вести дело воспитания.

 

Просвещение имеет наиболее широкое понятие и означает преображение души человека. Просвещение - это главная часть образования. Его не следует путать с обучением, ведь можно быть без образования, но быть просвещенным светом Евангельской истины, как даром Божиим.

 

Образование – более узкий термин. Образование имеют примерно две трети «просвещённых». Цель образования – восстановить образ Божий в самом человеке. Подобие Богу Адам в свое время потерял. Наша задача уподобиться Богу, стать преподобным, угодным Богу в течение земной жизни. Современная теория образования далеко отходит от этого исконного понятия. Православная педагогическая мысль рассматривает образование как «восстановление целостности человека, предполагающее развитие всех сил, всех его сторон, соблюдающее иерархический принцип в устроении человека. Иерархический принцип требует такого устроения человека, при котором образ Божий мог бы раскрыться во всей полноте».

 

Воспитание – более широкое понятие, чем обучение. Это то, чем нас питают родители, педагоги, среда - все, с чем мы соприкасаемся и представители Церкви.

Человек воспитывается три месяца после рождения, а всю дальнейшую жизнь идет перевоспитание.

Воспитание означает питание человека духовной пищей с рождения. С самых первых дней жизни у ребенка запечатлеваются слуховые и зрительные впечатления, любовь родителей. Если ребенок в детстве не получил любви, это невосполнимо. На самом деле очень важно то, что входит в душу человека через чувства, ум, волю. Если это гнилые образы и слова, они запечатлеваются и «расстреливают» потом человека. Апостол Павел писал: «Что не хочу, то делаю». Иногда человек думает одно, говорит другое, а чувствует третье. Причина тому – разрыв цельности человека, потеря целомудрия.

Понятие «воспитание» трактуется весьма неоднозначно в секуляризованной и православной педагогической среде. Мы определим его как «целенаправленный, организованный, контролируемый процесс, способствующий спасению личности, т.е. ее правильному становлению как для жизни на земле, так и для жизни в вечности». Процесс воспитания нельзя свести ни к процессу обучения, ни к процессу развития, но, в то же время, каждый из них предполагает в себе наличие некоего воспитательного начала: обучения и развития ребенка в том или ином направлении, мы тем самым оказываем на него определенное воспитательное влияние.

Обучение – частный случай образования, иначе говоря, передача навыков, опыта, наработанного человечеством. По этапам жизненного пути обучение может изображаться следующим образом: под руководством педагога ребенок постепенно начинает преобразовываться, приподниматься. Зона ближайшего развития – то, что ребенок может делать сам. Педагогу при этом нужно только проконсультировать, направить его.

С точки зрения светской педагогической мысли обучение – «это специально организованный, целенаправленный и контролируемый процесс взаимодействия учителей и учеников, результатом которого является усвоение знаний, умений и навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил, дарований и возможностей учеников в соответствии с поставленными целями». Таким образом, основой обучения здесь являются знания, умения и навыки, что необходимо прежде всего для профессионализации человека.

Священник Евгений Шестун отмечает по этому поводу, что обучение в таком смысле тождественно приспособлению: «В процессе такого приспособления не происходит изменение духовного опыта, а именно оно служит показателем: протекает процесс обучения или нет. Православный смысл такого изменения определяется словом «покаяние». Поэтому с точки зрения православной педагогической мысли главным результатом обучения должно стать изменение, совершенствование духовного опыта человека. Тогда деятельность учения можно трактовать как частный случай покаяния, когда человек осознает свое несовершенство в плане незнания чего-либо и стремится к преображению себя, деятельность преподавателя – как помощь кающемуся, стремящемуся к святости человеку, а обучение – как «специально организованный, целенаправленный и контролируемый процесс поддержки детей в их стремлении к познанию, результатом которого является совершенствование и изменение духовного опыта человека».

Обучение - это усвоение ЗНАНИЯ (раскрытие понятий) при решение учебных задач для формирования УМЕНИЙ и психомоторных НАВЫКОВ учащихся.

Поиск православного метода в педагогике: "Научить учиться" = "Учить и учиться"

Если мы внимательно посмотрим на множество воскресных школ, то в большинстве случаев мы, не сговариваясь, стали возрождать систему христианского образования дореволюционного типа и продолжили педагогическую традицию церковного российского образования. Сама традиция – это не набор уже сложившихся правил, не действия по уже имеющимся образцам, а живая творческая жизнь в духе Церкви. Желая следовать традициям, мы должны будем, вдумчиво изучая прошлое, все время рождать новое.

К вопросу о традиции и наследии необходимо подойти творчески и прежде всего, понять, что именно из наследия прошлого хотим продолжить, и мы сами должны почувствовать живое биение времени, ощутить реальные нужды сегодняшнего дня и осмыслить их в контексте всей истории Церкви. Ведь прямое повторение в истории не возможно. И если прибегнуть к многочисленным свидетельствам литературы, то мы увидим, что описывают ни министерские отчеты, ни программы, ни статистические данные, а именно: что происходило в душе ребенка.

Христианская школа обуславливается не только христианскими догматами и христианским пониманием человека, но как любая школа, она есть часть органического целого, определенный этап в развитии общественного сознания. Школа не может быть свободна ни от различных веяний времени, ни от нас самих, нашего духовного, нравственного уровня, интеллектуального развития, психологических особенностей личности, как учителей, так и учеников.

Христианство учит нас восприятию мира как живого целостного творения Божия, как откровения: все связано здесь со всем. Более узкий, избирательный взгляд не просто ограничивает понимание, он искажает всю картину мира. Углубляясь в познание, мы не должны терять ориентиров, но во что бы то ни стало должны сохранять в себе чувство целого. Пусть оно звучит в нас, как некий чистый божественный камертон, тогда наш собственный голос неминуемо будет в диалоге со всем творением Божиим. И не стоит бояться, что человек погибнет от этой гремучей полифонии мира. Он превосходит мир, как учит христианская антропология, поэтому-то и возможен диалог как способ бытия, как вечный совет с Богом, как неустанное внимание к человеку.

Душа ребенка должна свободно пройти все ступени своего развития от инстинктивного эгоцентрического существования в младенчестве через осмысление себя и своих желаний в отрочестве до возможности разумного и свободного выбора своего служения в юности. Выбор же, сделанный за ребенка, не просто ставит его в положение пленного, порой он входит в противоречие и с его типом психики, и с его развивающимися, но еще не полностью проявившими себя способностями.

Гармония – это пропорциональность, безупречное расположение частей в пространстве. Идеал гармоничного развития личности заложен в самом Священном Писании Церкви, в ее Предании. Пространство жизни в христианстве особое, оно как бы разгерметизировано, в него вошла непостижимо большая величина, сразу изменив все законы перспективы. Гармония в этом новом человеческом пространстве возможна только в союзе с Богом.

Формы и методы работы в воскресной школе требуют доверия к Богу, к Его промыслу, молитвенного диалога с Ним и труд учителя – это путь жертвенного служения. Педагогике отчужденного учительского монолога должна быть противопоставлена педагогика внимания, вслушивания, участия и не переносить ученика из его духовного мира, а самим окунуться в мир детской души.

Главная задача перед школой на сегодняшний день: научить учится ребенка. Православная педагогика своей целью ставит не обучение учащихся, а духовно-нравственное развитие личности на протяжении всей жизни человека – это непрерывный процесс. И в данный момент на уровне воскресной школы научить учится ученика возможно при диалоговой форме обучения объедением, следующих методов:

1. Метод доказательств – православная антропология, когда ученики учатся исследовать вещи не только внешне, но стремятся к постижению сущности. На этом этапе у учеников рождается способность мыслить о происхождении, цели, смысле жизни, смерти, спасении человека, а также это учение о теле, о плоти, об уме, о сердце, отчасти о тех формах социальной жизни и деятельности человека, которые интересуют нас с православной точки зрения, в том числе и о Церкви.

2. Метод воспитательный – это постепенное религиозно-нравственное воспитание в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. На этом этапе в душу человека вкладывается разумное удивление перед священным домостроительством Божиим. Главное приблизить человека к Богу и научить его пребывать в Нем – возведение добрых инстинктов детской натуры в сознательное стремление к идеалам добра и правды.

3. Метод диалога. У учащихся критическое мышление еще не развилось, но учитель не поучает, а как бы идет рядом, ведя ученика, отвергая все ложное, и таким образом обучает постепенному пониманию образования твердой и свободной воли. Сразу следует сказать, что диалог не следует понимать только как взаимодействие двоих.

Диалог - это включение личности в непрерывно действующую, то есть движущуюся систему всей жизни, участие в ней, единение с ней: диалог внимания, диалог слушания, диалог вопрошания. Школа должна слушать ребенка, не выслушивать, чтобы он потом лучше нас самих слушал, а слушать, что в нем происходит, чтобы слышать замысел Божий о нем. Христианину ясно, что слушание это вовсе не пассивное действие. Слушание, внимание - уже духовная связь, уже некоторое сердечное единство, личностные отношения: слушая окружающих, мы и их учим слушать. Не забудем и замечательного выражения из древнерусского сборника "Пчела": "Разве не знаете, что мера слову есть не то, что говорится, а то, что будет услышано". Учим слушать в надежде, что Господь даст каждому услышать то, что для него является важным и существенным.

Человек – не горизонтальная линия.

Наша жизнь – это скорее та красивая матрешка, когда открывая её одну за другой, там скрыта другая, такая же, только поменьше, а внутри ещё, и ещё и этот сокрытый мир – наш дар, богатство и опора, даже если там одна боль – это ведь бесценное сокровище ведь это наш и только наш опыт.

Много лет назад русский философ Иван Ильин проблему духовно-нравственного воспитания выразил следующим образом: «Люди, – писал он, – постепенно переложили цель и смысл своей жизни из внутреннего мира во внешний: материя стала первенствовать, духовность перестала цениться, все стало сводиться к земному на земле: небесное в земной жизни и небесное в небесах перестало привлекать взоры и сердца».

В нравственном богословии Православной Церкви принимается положение о реальности естественного нравственного закона как принципа, имеющего безусловный и всеобщий характер и лежащего в основе всех правовых и этических норм. Реальность естественного нравственного закона убеждает нас в том, что личная нравственность отдельных людей, воплощаемая в нравственной культуре как традиционных, так и новых обществ, – это не просто случайный покров, наброшенный на историческую жизнь человечества, это фундаментальная, глубокая и таинственная основа мирового строя человеческой жизни.

Соотношение нравственного закона и мировоззрения личности принято разделять на дошкольный и школьный периоды. В основу духовно-нравственного развития и воспитания в воскресной школе заложено именно это понимание характера формирования личности ребенка. И духовно-нравственные ценности, заложенные в семье, являются базой не просто для формирования духовно-нравственных понятий, а для их раскрытия и с точки зрения нравственной морали и духовности, основанной на религиозном чувстве.

Формирование нравственного сознания связано с выбором. С необходимостью выбора человек сталкивается на первых порах своей жизни, где стоит задача признать ценностное преимущество одного из нескольких мотивов (побуждений). Ценность не обладает принудительной силой, но она способна порождать эмоции. На первых порах ценности существуют только в виде эмоциональных последствий их поведенческого нарушения или выполнения, а её самой как таковой в это время еще нет. Она только зарождается и впервые начинает опознаваться в виде правил поведения в ситуации подобно пережитой, что и будет опытом ребенка, получая положительную или отрицательную оценку со стороны взрослых.

В школьном возрасте у детей складывается более устойчивая форма личности и мировоззрения, что с взрослением переходит в овладение мыслительными процессами. С этого времени человек открывает свой внутренний мир, осознает себя как личность и строит жизненные планы. Одновременно происходит перестройка иерархии ценностей. И интимный круг семьи теряет свою исключительную ценность. Для возрастной категории 7-12 лет, у которых духовно-нравственные представления находятся в процессе становления, большое нравственное значение имеет выбор ценностного образца, в роли которого может выступать личность человека, обладающего высшими духовными ценностями, который уже навсегда определил свой духовно-нравственный путь, обрел источник подлинно этического осмысления бытия, жизненную устремленность и истину. Поэтому духовно-нравственное воспитание в воскресных школах закономерно осуществляется на основе знакомства с жизнью святых подвижников.

Главной целью воскресной школы сейчас является духовно-нравственное просвещение, исторически укорененное как в святоотеческом наследии, так и в возрождении христианской педагогики: во все времена Церковь ведет диалог с миром, диалог-призывание, диалог-свидетельство, и чтобы быть услышанной и правильно понятой, ей приходилось высокие понятия христианского откровения всегда переводить на язык, доступный современникам.

Учебно-воспитательная деятельность, реализуемая в воскресной школе для детей, включает в себя три ступени: а) дошкольная (набор детей в возрасте 5–6 лет) – с ориентировочным сроком обучения (максимально 2 года); б) начальная (набор детей в возрасте 7–11 лет) – с ориентировочным сроком обучения (максимум 4 года); в) основная (набор детей в возрасте 12–16 лет) – с ориентировочным сроком обучения (максимально 4 года).

Посещение воскресной школы добровольное, и дети приходят на занятия практически в любом возрасте и с совершенно разным уровнем подготовки. Это значит, что программа воскресной школы должна быть так построена, чтобы ребенок любого возраста мог включиться в занятия – главное не дать знания, а заложить основы духовно-нравственных ориентиров жизни человека, как при формировании, так и для дальнейшего развития и становления человеческой личности, а роль педагога, его нравственный и профессиональный авторитет в этом процессе имеют ключевое значение.

Духовно-нравственное воспитание детей в воскресной школе это в равной мере образовательный и воспитательный процессы. В общеобразовательной школе учебный процесс носит линейный характер обучения: усвоение ЗНАНИЙ (раскрытие понятий); знать - это всегда уметь сделать что-то с этим знанием – УМЕНИЯ (процесс обучения применения полученных знаний о понятиях); психомоторные НАВЫКИ (степень новизны (эвристичности) деятельности) учащихся.

Учебный процесс в воскресной школе построен по принципу концентрических кругов, когда в основу положен учет психологического развития ребенка и способность в его возрасте воспринимать ту или иную информацию. Для тех детей, кто уже занимался в воскресной школе, это будет не просто повторением пройденного, а углублением в суть обсуждаемых понятий. Таким образом, курсы для более старших возрастов в воскресной школе становятся насыщеннее по своему содержанию, а логика их изложения исходит из возрастных особенностей. Учителю необходимо учитывать не только возрастные особенности мышления учащихся, но и учесть возможность особенностей стихийно сложившегося опыта ребенка, что может существенно повысить или понизить возрастные возможности.

Речь учителя - основной путь приобщения учащихся к формам мышления взрослых. В силу этого она должна удовлетворять целому ряду специальных требований, что определяется функциями, которые она несет в каждый данный момент урока - это объяснение, поощрение, обратная связь, коррекция. Учителю необходимо заботиться о доступности своей речи учащимся и весь умственный процесс учитель не должен брать на себя, а напротив, обучать мыслительному процессу учащихся.

Речь учителя также должна сочетаться с определенными действиями учащихся и наглядным показом. Наглядность осуществляется в виде трех видов представлений: в виде действий; в виде изображений (иконические представления); в виде символических представлений (в форме слов или других символов).

Необходимо помнить, что формирование абстрактно-логического мышления не исключает организации действий учащихся с реальными предметами или их наглядными заменителями, и делается это не для того, чтобы ребенок получил знания об этих предметах на уровне конкретных представлений, а для формирования полноценных понятий об этих предметах:

1) мышление маленьких детей осуществляется на конкретном уровне, т.е. в основном строится на образах;

2) процесс, гарантирующий удовлетворительное научение понятиям, в любом возрасте происходит при обеспечении у учащихся соответствующего опыта с реальностью.

Образовательная и воспитательная деятельность должна быть ориентирована не на зону активного развития, т.е. на то, что уже сложилось и составляет вчерашний день, а на зону ближайшего развития, т.е. на завтрашний день развития ребенка.

В настоящее время в педагогике современное поколение детей принято называть – визуалы: современные дети получают подавляющую массу информации через образы, и заметьте, не имея жизненного опыта, а взаимодействие с собственным сознанием мы, как правило, осуществляем через слово, а современному ребенку вместо слова дают смартфон. Однако язык бессознательного, то есть более глубинных слоев психики, лежащих ниже уровня сознания – это образ, символ и детская психика не исключение, только через смартфон его круг общение огромен. И золотой баланс между вызовами жизни и обеспечением безопасной, чуткой, доброжелательной атмосферы, о котором говорилось раньше, уже дополняется ощущением жизненного опыта ребенка, так как образы на подсознательном уровне ребенка вырабатывают у него собственное мнение, и если хотите собственное отношение к жизни, а если есть личная позиция, то и есть запросы.

И если мы раньше говорили, например: неважно, сколько времени вы проводите со своим ребенком, важно лишь то, как вы это делаете. То сейчас в понятие как необходимо включать и ответ на вопрос: интересно это ребенку или нет; примет он вариант развития вашего общения или ему это не интересно и не надо, у него свои планы. И если раньше главным условием достижения золотого баланса был момент заинтересованности, желания взрослого общаться, уделить время ребенку, то современным детям необходима ещё и мотивация. Поколение визуалов – это дисбаланс на уровне зрительной и слуховой памяти. Зрительная память без жизненного опыта – имеет сиюминутное значение, она недолговечна и не имеет строгой причинно-следственной связи: вижу-думаю-образ(символ)-позиция. Звено думаю у детей по причине отсутствия опыта просто выпадает: вижу-образ(символ)-позиция и задача семьи и школы дать ребенку выпавшее звено думаю, но уже через органы слуха. Слуховая память более долговечна и имеет всегда только причинно-следственную связь: слышу-понимаю( или не понимаю)-образ(если не понял образа не будет)-позиция(или не знаю и в памяти ничего не остается). Учитель должен активно строить у детей новые способы мышления, а не довольствоваться теми, которые у них сложились. Учитывая стадию, на которой находится мышление ребенка, необходимо думать одновременно о последующих стадиях, на которые учащийся должен активно продвигаться учителем. Преподаватель не формирует определенные познавательные умения, а развивает у учащихся отношение к жизни, где эмоциональная сфера учащихся является доминирующей и мотивационно-потребностный аспект учебной деятельности решает проблемы мотивации, где обратная связь: познавательный интерес и положительные эмоции.

Воспитание детей и молодежи - одна из важнейших потребностей различных общественных кругов, включая родителей учащихся, что актуализирует разработку новых образовательных программ, обеспечивающих духовно-нравственное просвещение и воспитание учащихся при изучении истории, культуры, религии, составляющих неотъемлемую часть исторического и культурного наследия народов России, а также основ этики. Изучение истории и культуры религии, а также основ этики может быть отражено в различных формах внеурочной познавательной и воспитательной деятельности, ведь в регионах накоплен богатый опыт по формированию у учащихся системы позитивных духовных и моральных ценностей на основе ознакомления с историей и культурой религии и основами этики.

 

Формы работы внеурочной познавательной и воспитательной деятельности:

   1) групповая работа с учащимися;

   2) наглядность учебного материала для учащихся, а словесное обучение и внимание к уровню понимания учениками является необходимым элементом деятельности учителя - решаем проблему связи мышления и речи (три аспекта языка: 1) обозначающая функция языка; 2) язык как упорядоченная система, позволяющая передавать информацию, далеко выходящую за пределы той, которая содержится в отдельных словах; 3) возможность описания с помощью языка явлений, удаленных в пространстве и во времени); для развития мышления учащихся необходимы их собственные действия с предметным миром, ведь ученик должен быть индивидом не только учащимся, но и активно действующим в предметном мире, знания о котором он должен усвоить и это такая же принципиально важная особенность обучения человека, какой является использование языка; необходимо учитывать учителю не только возрастные особенности мышления учащихся, но и учесть возможность особенностей стихийно сложившегося опыта ребенка, что может существенно повысить или понизить возрастные возможности детей и с помощью обучения перестроить это опыт в нужном направлении, чтобы представить эксперементальную задачу для ребенка в более значимой для него форме. Понимание ведущей роли обучения в развитии ребенка имеет огромное значение для практики воспитания: обучение должно быть ориентированно не на зону активного развития, т.е. на то, что уже сложилось и составляет вчерашний день, а на зону ближайшего развития, т.е. на завтрашний день развития ребенка. Учитель должен активно строить у детей новые способы мышления, а не довольствоваться теми, которые у них сложились к началу познавательно-воспитательной деятельности. Учитывая стадию, на которой находится мышление ребенка, необходимо думать одновременно о последующих стадиях, на которые учащийся должен активно продвигаться учителем. Также интенсивнее использование наглядного материала при познавательной деятельности может быть неэффективным, если решается задача развития логического мышления, тогда необходимо помнить, что 1) мышление маленьких детей осуществляется на конкретном уровне, т.е. в основном строится на образах; 2) процесс, гарантирующий удовлетворительное научение понятиям, в любом возрасте происходит при обеспечении у учащегося соответствующего опыта с реальностью. Это означает, что формирование абстрактно-логического мышления не исключает организации действий учащихся с реальными предметами или их наглядными заменителями. И делается это не для того, чтобы ребенок получил знания об этих предметах на уровне конкретных представлений, а для формирования полноценных понятий об этих предметах. Наглядность осуществляется в виде трех видов представлений:

· в виде действий;

· в виде изображений (иконические представления);

· в виде символических представлений (в форме слов или других символов).

   3) общение в классе в форме свободного диалога. Речь учителя - основной путь приобщения учащихся к формам мышления взрослых. В силу этого она должна удовлетворять целому ряду специальных требований, что определяется функциями, которые она несет в каждый данный момент урока - это объяснение, поощрение, обратная связь, коррекция. Речь учителя должна сочетаться с определенными действиями учащихся и наглядным показом (необходимо учителю заботиться о доступности своей речи учащимся и весь умственный процесс учитель не должен брать на себя, а напротив обучать мыслительному процессу учащихся). Рекомендуется учителю записать урок, что поможет более осознанно использовать свою речь, приучит думать об ее

эффективности. А для этого необходимо располагать моделью процесса усвоения учебного материала.

  4) анализ мотивационно-потребностного аспекта познавательно-воспитательной деятельности (анализ проблемы мотивации, обратной связи: познавательный интерес, стремление к успеху и др.); важны положительные эмоции для эффективного обучения (одно из требований психологии - важны положительные, а не отрицательные переживания учеников);

  5) анализ познавательных аспектов учебной деятельности (различение, обобщение полученных знаний и перенос усвоенного материала в новую ситуацию - умения);

  6) тестирование способностей и успешности направленное на оценку уровня сформированности у учащихся деятельности, предусмотренной целями познавательной и воспитательной деятельности и, не являющейся критерием усвоения знаний по предмету, а направленное на дифференциацию учащихся класса по суммарным показателям. Оценка каждого ученика это не оценка степени достижения им заданных целей познания нового, а уровень его успешности при выполнении тестовых заданий группой учеников. Недостаток этой формы работы: одна и та же оценка может быть показателем как глубоких, так и крайне поверхностных знаний, так как это зависит в целом на сколько сильна или слаба учебная группа учащихся.

Познавательная деятельность - это усвоение ЗНАНИЙ (раскрытие понятий); знать - это всегда уметь сделать что-то с этим знанием – УМЕНИЯ (процесс обучения применения полученных знаний о понятиях); психомоторные НАВЫКИ (степень новизны (эвристичности) деятельности) учащихся.

 

Задача учителя:

1) уметь формировать ПОНЯТИЯ у учащихся; формирование любых понятий подчинено общим психологическим закономерностям

2) процесс воспитания применения полученных знаний о понятиях; познавательная деятельность при решать новых проблем;

3) сравнение деятельности при усвоении применяемых знаний и деятельности при применении полученных знаний; знать - это всегда уметь сделать что-то с этим знанием;

4) результат – это степень новизны (эвристичности) деятельности учащихся; степень доступности этой деятельности для учащихся; учитель обязан видеть связи и взаимозависимости между отдельными умениями учащихся, что позволит учителю творчески использовать каждое умение учащихся для решения конкретных педагогических задач; для этого необходимо понимание психолого-педагогической основы учебного процесса, что и позволит создать положительную познавательную атмосферу в классе, чему способствует переживаемый учащимися успех, который ведет к закреплению выполняемых действий учащимися. Контроля лишь за конечным результатом недостаточно, ученик должен осознать весь процесс деятельности, ведущий к этому результату.

 

Структура учебного процесса:

1. Модель процесса усвоения учебного материала (определяет дидактические задачи, которые должен решать учитель на каждом этапе воспитания);

2. Формулируем цели воспитательно-познавательной деятельности с учетом тех умений, которыми учащиеся должны овладеть (отбор умений производится с учетом социальных требований к человеку и тех конкретных условий жизни, к которым готовится школьник, и, также необходимо учитывать прогноз о развитии общества в ближайшем будущем) и разрабатываем обоснованную и конструктивную систему целей. Учитель не только формирует определенные познавательные умения, но и развивает у учащихся отношение к жизни, где эмоциональная сфера учащихся является доминирующей.

3. Пути достижения этих целей: необходимо позаботиться о возможной простоте и не многосложности преподаваемых знаний, так как, чем проще, тем легче усвояется и понятие, и умение, и навык.

4. Три уровня умений строим по трем фазам (трем этапам): предуктивная (фаза планирования); исполнение (фаза взаимодействия); оценочная (фаза оценивания), что, в свою очередь, также требует от преподавателя соответствующих умений.

 

В частности, первая фаза предполагает умение учителя оценить уровень исходных навыков и знаний учащихся и умение раскрыть новые понятия. Реализация следующей фазы предполагает умение педагога соотносить процесс научения намеченному понятию или навыку с требованиями теории познавательно-воспитательной деятельности, чтобы развить психомоторные навыки у учащихся. Оценочная фаза требует от преподавателя умения адекватно оценить достигнутые результаты при решении обозначенных проблем в ходе воспитательно-познавательной деятельности.

Из трудов святого праведного

ИОАННА КРОНШТАДТСКОГО

«Марфо, Марфо, печешися и молвиши о мнозе, едино же есть на потребу (Лк.10, 41-42).

УЧАЩИМ

Воспитатели и наставники, а с вами и воспитываемые! Воистину вы печетесь и молвите о мнозе, а едино на потребу, и этим вы пренебрегаете».

Отверзе им ум разумети писания (Лк.24, 45). Един Господь отверзает умы учащих и учащихся. Учитель и ученик – одно духовное тело.

Телесное обучение (мирские науки) вмале полезно есть, а благочестие на все полезно есть (1 Тим.4, 8). Только при помощи Божией, при озарении ума и просвещении сердца от Духа Святого наше образование может идти и совершаться правильно, равномерно, всесторонне, особенно – сердечно.

Мы учимся долго, по книгам, стихийным образом, и, несмотря на систематическое образование наше, оно полно несовершенства и недостатков, как по причине ограниченности наших способностей, так и по причине относительного несовершенства самих учеников и учителей.

Детей своих учите прежде и больше всего Закону Божию, вере, молитве, заповедям Божиим. Учитель пред Богом отвечает за учеников. Христианские дети – дети Божии после Крещения их водою и Духом (Ин.3,5). Какой ответ дадите вы Отцу Небесному, какой ответ Господу Иисусу Христу, искупившему их честною Своею Кровию, и Духу Святому, Коего они храмы (Св.: 1 Кор.3, 16; 6, 19), обитель, жилище, дом? Что об вас скажут их Ангелы-хранители их?

Ибо дети – собственность Божия, святыня Господня, достояние Божие. Учителю так должно заботиться об учениках, чтобы считать их всем для себя. Благороднейшее, истиннейшее и прочнейшее духовное отечество и чадство, чем плотское. Родители о временной жизни детей, о временном их воспитании пекутся; духовные отцы, законоучители – о вечном их благе, о спасении душ их. Помни это – и делай свое дело ревностно.

В классе совершается тайна Божия обучения, ибо обучение есть тоже Божие таинство. Мы должны помнить, что мы только споспешники единого Учителя – Господа. Мы только говорим: Он внутренно учит Сам. Блюдем, да не презрим и единого от малых сих: ибо в каждом малютке Господь, у каждого Ангел небесный выну видит на небесех лице Отца Небесного (Ср.: Мф.18, 10).

Всякий учитель должен крепко беречь простые, чистые и добрые сердца детей, их восприимчивую и впечатлительную, как воск, душу. Един есть Учитель ваш, Христос (Мф.23, 8), говорит Сам Господь. Бог един учит человека разуму (Ср.: Пс. 93, 10), как Бог разумов.

К урокам готовься молитвою и трудом. Святое дело делай свято, спокойно, твердо. Учитель не должен никогда упадать духом: это великое зло. Дух в законоучителе весьма важное дело. Дух учителя должен быть всегда спокойный, кроткий, любящий, владычественный, строгий – как дух пророка и пастыря, как Дух Божий. Не унывай после совершения погрешности, будь с детьми прост и откровенен. Не стыдись сознаться в грехе; стыдись намеренно делать грех, считая его нелепостию, мечтой. – Елижды аще падеши, воставни тотчас, и спасешися.

Прекрасное дело – искать совершенства, но совершенство достигается не иначе как погрешностями; как дитя начинает ходить и утвердится на ногах, не иначе как наперед много раз попадавши. А преткновений и ошибок не бойся и не стыдись. Человеку свойственно ошибаться и падать. На то мы все грешники. А Христос прииде в мир грешники спасти, от нихже, говори, первый есмь аз (1 Тим.1, 15); вот и ладно будет. Будь прост сердцем.

Не сердись на виновных учеников, а жалей об них и тем более люби их, чем они хуже. Строгость учителя укрепляет души учеников. Без строгости ученики ослабеют в деле и к тебе уважение потеряют. - Строжи же с милостью. 

Автор текста директор воскресной школы при храме св. ап. Филиппа: Качмар Н.В.


https://sun9-64.userapi.com/huSVh8jztMfvjFZeSoPUpHlW0ad-motSngOD5g/sjRXqegb2Ug.jpg

Дата создания материала: 22-08-2020. История изменений

    Храм святого апостола Филиппа и

    святителя Николая Чудотворца

г.Великий Новгород

Закрыть
Сообщение об ошибке
Отправьте нам сообщение. Мы исправим ошибку в кратчайшие сроки.
Расположение ошибки: .

Текст ошибки:
Комментарий или отзыв о сайте:
Спасибо за вашу помощь!
captcha
Введите код: *